Кыргызстан, г. Бишкек, Алтын Ордо, 3-я улица, дом 114

Химические аддикции.

Наиболее выпукло признаки аддиктивного поведения проявляются при привычном употреблении психоактивных веществ.

Все отрицательные медицинские и социальные последствия употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ определяются их двумя основными свойствами: способностью нарушать нормальное течение психических процессов и деятельность внутренних органов даже при однократном употреблении и способностью вызывать зависимость от препарата.

Даже в легком алкогольном опьянении наблюдается ряд симптомов, которые необходимо расценивать как проявление болезненного состояния психики. В первую очередь к таким симптомам относится эйфория – повышение настроения. На первый взгляд в алкогольной эйфории трудно увидеть грубую психическую патологию. Это связано с тем, что в повседневной жизни повышенное настроение является нормальным проявлением человеческих эмоций. Однако существенным отличием обычного веселья или повышенного настроения от алкогольной эйфории является тот факт, что алкогольное повышение настроения искусственное. Эмоции всегда обусловлены объективно складывающимися обстоятельствами и отражают окружающую действительность. Неудачи и различные утраты вызывают подавленность или тоску; успехи в работе и хорошие вести повышают настроение. Эмоции играют важную роль в приспособлении людей к меняющимся условиям.

Иначе дело обстоит с повышенным настроением в состоянии алкогольного опьянения. В данном случае повышение настроения абсолютно не зависит от внешних обстоятельств, оно полностью обусловлено химическим действием алкоголя на определенные структуры мозга. Эта насильственность эмоций при опьянениях полностью лишает их приспособительную роль. Человек в состоянии алкогольного опьянения будет весел, несмотря ни на что. Насильственное повышение настроения глубоко нарушает все поведение человека, отражается на его поступках, действиях, суждениях и мыслях. В состоянии алкогольного опьянения затруднена реальная оценка ситуации, легко снимаются социальные запреты, поступки отличаются легкомысленностью. При наркотических и токсических опьянениях эйфория обладает еще более дезорганизующим психическую деятельность человека эффектом. В наркотоксических эйфорических состояниях появляется насильственный смех, люди в состоянии опьянения пляшут, поют, болезненно оживлены, испытывают одновременно множество побуждений.

Такие состояния при наркотических и токсических опьянениях могут продолжаться очень длительное время, иногда до полусуток и больше.

 В алкогольных, наркотических и токсических опьянениях наблюдаются и совершенно противоположные эйфории эмоциональные расстройства в виде патологического снижения настроения. Такие состояния – депрессии – могут возникать, во-первых, как реакция на предшествующую эйфорию. В таких случаях после более или менее продолжительного периода опьянения, протекающего с повышенным настроением, развивается беспричинная тоска. В других случаях снижение настроения наблюдается с самого начала опьянения. В таком состоянии люди испытывают мучительную тоску, появляются мысли о никчемности жизни и самоубийстве.

С учащением употребления алкоголя и наркотических веществ учащаются случаи депрессивных опьянений. Статистика показывает, что большинство самоубийств происходит именно в опьянениях. Что касается алкогольных опьянений, то о частоте опьянений со снижением настроения свидетельствуют прижившиеся речевые обороты «пьяные слезы», «пьяное горе».

Среди населения бытует ошибочное мнение о лечебном действии алкоголя в отношении сниженного настроения, в связи с чем люди пьют для того, чтобы «утопить горе в вине». Если внимательно присмотреться к этим случаям, то окажется, что большая часть проблем вызвана самим употреблением алкоголя. Так, больной алкоголизмом, от которого ушла жена из-за его пьянства, может объяснять продолжающееся употребление алкоголя неудачами в семейной жизни.

Необходимо иметь ясное представление о том, что алкоголь не может существенно изменить сниженное настроение. Об этом же свидетельствует тот факт, что при тяжелых депрессивных состояниях, длящихся месяцами у больных с маниакально-депрессивным психозом, больные никогда не прибегают к алкоголизации с целью улучшения своего состояния.