Кыргызстан, г. Бишкек, Алтын Ордо, 3-я улица, дом 114

Этапы лечения

Диагностика состояния

У пациента, как правило, есть множество мифов о выздоровлении и самой возможности его, о самом себе — «крутом парне», или «отпетом наркомане», или «любителе развлечься»… Наконец, часто наркомана или алкоголика приводят на прием именно его замученные близкие, а сам он вовсе не настроен лечиться! Хорошо бы прояснить некоторые вопросы, увидеть то, что «за кадром» сознания человека, когда он один пытается разобраться в проблеме. Наконец, выздоровление начинается именно со встречи двоих: того, кто нуждается в помощи, и того, кто хочет и может помочь. И потому эту встречу нужно организовать.

Нередко бывает так, что эту функцию возлагают на врача. Хорошо, если он все знает, но наш опыт показывает, что по многим причинам врач этой несвойственной ему роли часто не соответствует. Поэтому первичное консультирование необходимо, в зависимости от физического состояния пациента, до или после выхода из употребления.

Менеджеров других лечебных организаций просим не беспокоиться: «Зебра» не оплачивает и не берет сама плату за направление пациентов. Польза для пациента — единственный критерий, которым мы руководствуемся при выборе организации для направления обратившихся к нам людей.

Разработка индивидуально плана лечения

Основной курс реабилитации — это психотерапевтическая помощь, как правило, без медикаментов, но в интенсивной перестройке своей жизни, во-первых, в среде людей с похожими проблемами, и во-вторых, с помощью психологов и консультантов. Это обязательно групповая психотерапия, индивидуальные консультации играют только вспомогательную роль — таков мировой опыт решения этой проблемы. Методы бывают разные: программа «12 шагов», классическая психотерапия (гуманистическая психология, гештальт).

Курс проводится в стационарной форме и занимает от месяца до полугода. Не следует, как правило, продолжать его слишком долго, поскольку это привязывает пациента к искусственной среде реабилитационного центра и лишает его адекватной соцальной адаптации.

В результате основной реабилитации у пациента появляются первичные навыки поддержания трезвости с помощью извне, навыки взаимодействия с людьми, доверие и дружба. Защиты и отрицания сменяются критичным отношением к своим поступкам, теперь уже пациент готов видеть и менять свою жизнь. Налаживается физическое состояние, отношения в семье, эмоциональный фон. Удивительно и радостно наблюдать, как быстро могут произойти эти важнейшие изменения.

Ответственность за эффективность курса лежит уже на сотрудничестве тандема: специалисты — пациент, и ответственность лежит на обоих. Пациент из объекта лечения становится субъектом, сотрудником в процессе своего выздоровления. Иначе невозможно, поскольку приходится перестраивать жизнь самого пациента. Поэтому бывают и неудачи, и тогда основной курс приходится начинать несколько раз, пока не будет достигнут успех. Но курс должен быть рассчитан так, чтобы в обозримый срок в 1-6 месяцев пациент научился жить без наркотиков и алкоголя достаточно хорошо в помогающей среде центра.

С учетом  особенностей реабилитанта, специалисты нашего центра разработают индивидуальную программу выздоровления.

Реабилитация

Для более эффективного воздействия на пациента реабилитационная программа отделения использует следующие методы. Первый- это позновательно-информационный, который состоит из лекций и семинаров где пациентам предлагается информация о биологических, психологических и социальных аспектах заболевания о тех проблемах, которые ожидают пациента в период становления ремиссии и трезвого образа жизни, о методах поддержания трезвости и восстановления с помощью программы «12 шагов». Консультант старается подавать материал в виде беседы, с пациентами используя примеры наиболее понятные больным с химической зависимостью, метафоры рассчитаны на образное мышление пациентов этой группы. Во время проведения лекций и тренингов важно достигнуть не только того, чтобы пациенты понимали, о чем идет разговор, но и сами активно участвовали в нем. Одновременно в процессе чтения лекций ведущий не столько отвечает на вопросы но и активно работает с психологическими защитами, демонстрируемыми пациентами. В связи с тем, что структура отделения открыта и постоянно поступают новые пациенты важно подключать поступающих к процессу без потери смысловых связей между лекциями и расписание лекций формируется в виде блоков, рассказывающих о разных уровнях поражения и ресоциализации.

Второй метод программы это психотерапевтические группы именно психотерапия в малой группе является наиболее действенной при терапии зависимости. Методика работы в малой группе с больными зависимостью от ПАВ имеет ряд специфических черт.

Вот наиболее характерные из них:   больные приходят на реабилитацию, преследуя какие-то свои цели и ставя перед собой и другими участниками группы какие-то свои задачи, часто не имеющие ничего общего с процессом психотерапии и восстановления от зависимости.

Необходимо выявить и проработать эти цели, которые зачастую и не осознаются самим пациентом.

Третий метод — индивидуальная работа с пациентом

  • выработка индивидуального плана реабилитационной работы с пациентом;
  • детальный разбор истории болезни пациента;
  • разбор подаваемого на лекциях материала;
  • решение проблем адаптации пациента в социальной системе отделения и на групповой терапии,
  • более успешное освоение основных положений программы отделения.
Постлечебное сопровождение

Теперь этот опыт требуется перенести в «живую жизнь» — как говорят, социум. Пациент живет в семье, устраивается на работу, идет учиться, окунается в гущу обычных человеческих проблем. Делая это постепенно, под руководством специалистов и с помощью товарищей, он последовательно восстанавливает свою жизнь так, как он считает правильным. Это долгий и трудный процесс, и тут важную помощь оказывает поддерживающая программа в центре, которую пациент посещает 1-3 раза в неделю, совмещая ее с обычными делами. 

Этот курс продолжается от полугода до одного года, продолжительность его выбирается индивидуально, это зависит от успешности пациента и обстоятельств его жизни.

Результатом этой части лечения является в основном налаженная социальная жизнь пациента.

Ответственность за успех в этой части лечения переходит в большей степени к самому пациенту, который ставит задачи и решает их с помощью извне. Это обеспечивает развитие личности пациента и развивает его способность отвечать за свою жизнь.